Почему все люди жаждут любви и даже готовы умереть за нее? Чтобы ответить на этот вопрос, научно-исследовательская группа под руководством Хелен Фишер взялась за изучение результатов томографии головного мозга влюбленных и тех, кто недавно пережил разрыв отношений.
Сегодня я хочу рассказать о своём исследовании любви, потому что это моя самая новая работа.
Мы с коллегами провели исследование мозга 32-ух безумно влюблённых людей. Семнадцати из них отвечали взаимностью, а пятнадцать были брошены.
«Что есть любить?», — сказал Шекспир. Думаю, наши предки — думаю, человеческие существа задумывались об этом ещё когда сидели вокруг костров или лежали и наблюдали за звёздами миллион лет назад.
Сначала я пыталась понять, что такое романтическая любовь, изучая исследования последних 45 лет — лишь психологические исследования — и, как оказалось, когда мы влюбляемся, происходят очень характерные вещи.
Первое, что случается, как я это называю, человек обретает так называемое «особое значение». Один дальнобойщик как-то сказал мне: «У вселенной появился новый центр, и им была Мэри Энн».
Бернард Шоу дал немного другое определение: «Любовь состоит из завышенной оценки различий между двумя женщинами».
И, действительно, так мы и делаем. Ещё мы сосредотачиваемся на этом человеке. Можете составить список того, что вам в нём не нравится, но вы отметёте его и будете думать о том, что любите. Как сказал Чосер, «любовь слепа».
В попытке понять романтическую любовь, я решила перечитать поэзию всего мира, и хочу процитировать один короткий китайский стих восьмого века, ибо это почти идеальный пример человека, поглощённого одной единственной женщиной.
Это как когда ты безумно влюблён в кого-то, и заходишь на парковку. Его машина отличается от всех остальных машин. Его бокал вина отличается от всех остальных бокалов на вечеринке. А в этом случае мужчину завораживает бамбуковая подстилка.
И вот что он пишет. Автор — мужчина, по имени Хуан Чен:
«Я не в состоянии убрать бамбуковую подстилку. В тот вечер, когда я привёл тебя домой, я наблюдал, как ты её расстилаешь».
Его зациклило на подстилке, наверное потому, что в его мозгу была повышенная активность дофамина, как бывает и у нас с вами.
Но, как бы то ни было, не только человек становится особенным, но и занимает всё ваше внимание. Вы его превозносите. Но у вас появляется невероятная энергия. Как сказал один полинезиец: «Мне казалось, я могу прыгнуть в небо». Вы можете не спать всю ночь. Вы гуляете до рассвета.
Вы чувствуете особенную приподнятость, когда всё хорошо, и настроение может смениться диким отчаянием, когда что-то не ладится. Это настоящая зависимость от этого человека. Как сказал один бизнесмен в Нью Йорке: «Всё, что нравилось ей, нравилось мне». Всё просто. Романтическая любовь очень проста.
Вы становитесь невероятно ревнивым.
И, знаете, если вы просто спите с кем-то, то вам, в общем-то, всё равно, спят ли они с кем-то другим.
Но как только вы влюбляетесь, вы становитесь невероятным собственником в сексуальном плане. Я думаю, что есть какой-то дарвинистический смысл в этом всём. И смысл в том, чтобы держать двух людей вместе достаточно сильно, чтобы сообща плодить детей.
Но основные черты романтической любви это жажда: невероятная жажда быть с человеком, и не только в сексуальном плане, но и в эмоциональном.
Вы бы предпочли — было бы приятно оказаться в одной постели, но вы хотите, чтобы они звонили вам, звали вас куда-то, и тому подобное. Чтобы они говорили, что любят вас. Другая основная черта это мотивация. Движок в ваших мозгах начинает работать, и вы хотите этого человека.
И, последнее, но не менее стоящее, это наваждение.
Когда я клала этих людей в сканер, перед специальным томографом, я задавала им целый набор вопросов. Но мой главный вопрос всегда оставался неизменным: «Какой процент дня и ночи вы думаете об этом человеке?»
И, конечно же, они отвечали: «Весь день. Всю ночь. Я не могу перестать думать о нём или ней».
И самый последний вопрос, который я им задавала — и мне всегда приходилось настроиться, чтобы задать его, потому что я не психолог. Я не работала с людьми в какой-либо травмирующей ситуации.
Последний вопрос всегда был один и тот же: «Вы бы отдали свою жизнь за неё или него?». И, само собой, люди всегда отвечали «Да!», как будто я их просила передать соль. Меня это совершенно ошеломляло.
Мы просканировали их мозги, когда они смотрели на объект любви, и на что-то нейтральное, с отвлекающей задачкой в промежутке. Мы смогли наблюдать мозг в возбуждённом состоянии и в состоянии покоя.
И мы обнаружили активность во многих участках мозга. На самом деле, одним из основных был участок мозга, который активизируется, когда человек закидывается кокаином. И действительно, это именно то, что происходит.
Я начала понимать, что романтическая любовь это не чувство.
В действительности, я всегда думала, что это цепочка чувств, от отчаяния до ликования. Но, на самом деле, это влечение.
Оно обусловлено двигателем мозга, нуждающейся частью мозга, жаждущей частью мозга. Это тот же мозг — часть мозга — когда вы тянетесь к плитке шоколада, когда вы хотите получить повышение на службе.
Двигатель мозга. Влечение.
И, на самом деле, мне кажется он куда сильнее сексуального влечения.
Знаете, если вы хотите переспать с кем-то, а они скажут: «Спасибо, не хочу», то вы наверняка не убьёте себя и не окажетесь в клинической депрессии.
Но уж точно во всём мире люди, которым отказали в любви, убьют за это. Люди живут ради любви. Убивают ради любви. Умирают ради любви.
Есть песни, стихи, романы, скульптуры, картины, мифы, легенды.
В более чем 175 странах люди оставили свои следы этой мощной формации мозга. Я осознала, что это одна из самых мощных формаций мозга на Земле, источник и великой радости, и великого горя.
И я так же осознала, что это одна из трёх в корне различных формаций мозга, выросших из спаривания и размножения. Одна — сексуальное влечение: жажда сексуального удовлетворения.
В. Х. Аден называл это «невыносимым нейронным зудом», и, действительно, так оно и есть. Оно постоянно напоминает о себе, как голод.
Вторая из этих трёх формаций мозга — романтическая любовь: этот восторг, наваждение ранней любви. И третья формация мозга — привязанность: ощущение покоя и уверенности, которое вы чувствуете к долгосрочному партнёру.
И я думаю, что сексуальное влечение появилось, чтобы мы вышли в мир в поисках самых разнообразных партнёров. Вы можете чувствовать это просто когда едете в своей машине. И это необязательно относится к кому-то.
Я думаю, что романтическая любовь появилась, чтобы силы для спаривания были нацелены на кого-то одного, тем самым экономя время и силы на спаривание. И я думаю, что привязанность, третья формация мозга, появилась для того, чтобы мы могли терпеть этого человека достаточно долго, чтобы вместе вырастить ребёнка.
Но я хочу рассказать вам одну показательную историю. Я тут рассказывала про биологию любви. Я хотела рассказать немного о культуре любви, о её волшебстве.
Эта историю рассказал мне человек, который услышал её от одного из... словом, она похожа на правду.
Она произошла с аспирантом — я работаю в Рутгерс, и двое моих коллег — Арт Арон работает в университете штата Нью-Йорк в Стоуни-Брук. Это место, где мы проводим наши томографии.
И этот аспирант был безумно влюблён в одну аспирантку, но она не была влюблена в него. И они вместе поехали на конференцию в Пекин. Из наших исследований он знал, что если испытать какое-то острое переживание с кем-то, можно повысить уровень дофамина в мозгу. И, возможно, тем самым спровоцировать мозг на влюблённость. Так что он решил испытать науку жизнью, и пригласил девушку прокатиться с ним на рикше.
И, конечно же — я никогда не ездила, но, как оказывается, они лихачат вокруг автобусов и грузовиков, и это безумно, шумно, и весело. И он подумал, что это спровоцирует выброс дофамина, и она влюбится в него. И вот они едут, и она визжит и держится за него, и смеётся, и отлично проводит время. Час спустя, они слезают с рикши, и она вздымает руки, и говорит: «Это было восхитительно! Рикша был такой симпатичный!»
В любви есть волшебство. Но я хочу закончить вот чем: за миллионы лет мы обрели три основных потребности: в сексе, романтической любви, и привязанности к долгосрочному партнёру. Эти цепочки встроены глубоко в человеческий мозг. Они будут живы, пока жив человеческий род, в этой, как сказал Шекспир, «земной суете».
так вы сможете познакомиться с интересными людьми