Что такое любовь?
Крайне сложно дать определение, поскольку слово имеет широкое употребление. Я могу любить бегать. Могу любить книгу или фильм. Могу любить эскалоп. А могу любить и свою жену.
Но существует огромная разница, например, между эскалопом и моей женой.
Она состоит в том, что эскалоп не способен ответить взаимностью на мои тёплые чувства. В отличие от моей жены, которая зовёт меня звездой своей жизни.
Таким образом, только желающее существо может воспринимать меня как объект желания. Я знаю это наверняка, поэтому могу дать более точное определение: любовь – это желание быть желаемым. Отсюда следует вечная проблема любви: как стать и оставаться желаемым?
ОСТАВАТЬСЯ ЖЕЛАННЫМ
Люди привыкли находить ответ на этот вопрос, подчиняя свою жизнь общественным правилам. Вы играете определённую роль согласно вашему полу, возрасту и социальному статусу, и вам необходимо сыграть её так, чтобы целое общество оценило и полюбило вас.
На ум приходит женщина, которая должна быть целомудренной до брака. Младший сын должен подчиняться старшему, а тот, в свою очередь, подчиняется главе семьи.
Феномен, который берёт своё начало в 13 веке, главным образом на западе, в эпоху Ренессанса, привёл к величайшему кризису личности в истории всего человечества. Имя этому феномену – современность. Мы можем охарактеризовать его как трёхсторонний процесс. Первый процесс – рационализация научных исследований, которая ускорила технический прогресс.
Следующий – политическая демократизация, которая способствовала развитию прав человека. И, наконец, процесс рационализации экономического производства и либерализация торговли.
Эти три взаимосвязанных процесса полностью уничтожили все традиционные устои западных обществ, что привело к тяжёлым последствиям для личности.
Теперь люди решают сами, чем им дорожить, а чем нет: будь то отношение, выбор или предмет. В результате они стали заложниками этой свободы, когда другие люди тоже решают самостоятельно, чем им дорожить и чем нет.
Другими словами, я могу гарантировать свою ценность, только подчинившись общепринятым принципам. Сегодня она котируется на фондовой бирже.
На свободном рынке людских желаний я продаю свою ценность каждый день. Отсюда и тревога современного человека. Он одержим вопросами: «Хотят ли меня? Как сильно? Сколько людей полюбят меня?» И как человек должен реагировать? Истерически собирать символы привлекательности.
КАПИТАЛ СОБЛАЗНЕНИЯ
Я называю процесс коллекционирования, наряду с другими, капиталом соблазнения. Действительно, наше общество потребителей, в большинстве своём, основано на капитале соблазнения. Говорят, что наш век – век материалистов. Но это не так!
Мы копим вещи только для того, что общаться с другими людьми. Мы делаем это для того, чтобы нас полюбили, чтобы соблазнить других. Нет ничего менее материального и более сентиментального, чем подросток, который покупает совершенно новые джинсы и специально разрывает их на коленках, чтобы только понравиться Дженнифер.
Потребительство – это не материализм. Это похоже на полное поглощение и принесение в жертву во имя любви или, скорее, во имя капитала соблазнения.
Учитывая наблюдения за любовью в современном мире, как мы представим любовь в ближайшие годы?
Можно выдвинуть две гипотезы: согласно первой гипотезе процесс нарциссической капитализации обострится. Трудно сказать, какую форму примет это обострение, потому что это в значительной степени зависит от социальных и технических новшеств, которые по определению трудно предсказать.
Например, представим сайт знакомств, чем-то похожий на программы бонусов.
На этом сайте за привлекательность дают баллы, которые меняются в зависимости от моего возраста, веса и роста, учёной степени, зарплаты или от числа посещений моего профиля. Мы также можем представить медицинское лечение расставаний, которые ослабляют чувство привязанности.
Кстати, на канале MTV уже появилась программа, в которой знатоки соблазнения лечат любовные муки как болезнь. Эти знатоки называют себя «мастерами пикапа».
Artist на французском означает «мастер своего дела». Pick-up значит цеплять кого-то, но не просто кого-то, а цыпочек. Итак, они мастера по соблазнению цыпочек. Душевные муки они называют one-itis. В английском суффикс -itis обычно встречается в названии болезней. Так, one-itis можно перевести как «болезнь к той самой».
Это отвратительно. Ведь для мастеров пикапа влюбиться в кого-то – пустая трата времени, растрачивание своего капитала соблазнения, поэтому муки необходимо излечить, как болезнь или инфекцию.
Кроме того, мы можем представить как геном используется в романтических целях. Все бы носили его с собой и предъявляли как визитную карточку, чтобы проверить, дойдёт ли соблазнение до размножения.
Конечно же, в гонке соблазнения, как и в любой жёсткой конкуренции, не все нарциссы довольны своими результатами, что приводит к одиночеству и разочарованию.
Сомневаюсь, что та самая современность, источник капитала соблазнения, продолжит своё существование. В частности, я думаю о реакции неофашистских и религиозных общин. Однако будущее не обязательно должно быть таким.
Существует другой способ подумать о любви. Но какой? Как отказаться от истерической потребности быть желанным? Может быть, осознать свою бесполезность. Да, я бесполезен. Не обольщайтесь, вы тоже.
Мы все бесполезны. Эту бесполезность легко продемонстрировать: для того, чтобы мною дорожили, мне нужен кто-то, кто будет это делать, что показывает, что у меня нет собственной ценности. У меня нет врождённой ценности.
Мы делаем вид, что у нас есть кумир; или делаем вид, что для кого-то мы сами кумир, а вообще-то, мы притворщики, как тот парень на улице, весь такой спокойный и равнодушный, а на деле он всё продумал и рассчитывает, что всё внимание будет приковано к нему.
ТРАНСФОРМАЦИЯ
Я думаю, что осознание этого обмана, касающегося всех нас, облегчит наши любовные отношения. Из-за желания быть любимым с головы до ног я ищу одобрения в каждом своём выборе, подтверждая, что истерия соблазнения существует.
Именно поэтому я хочу казаться идеальным, чтобы кто-нибудь полюбил меня. И хочу, чтобы они были идеальными, для подтверждения своей ценности. Поэтому пары, одержимые идеальностью, расстанутся очень легко при малейшем неудовлетворении.
В отличие от этого, я призываю к нежности – любовь как нежность. Что такое нежность? Быть нежным значит принимать недостатки любимого. Для этого не нужно превращаться в жалостливую зануду. Это очень плохо. Напротив, в нежности много очарования и счастья. Я намекаю на такой тип юмора, которым, к сожалению, пренебрегают. Это своего рода поэзия нарочитой неловкости.
Я имею в виду самоиронию. Я считаю, что для пар, которые больше не следуют традиционным ограничениям, самоирония — один из лучших способов сохранить отношения.
так вы сможете познакомиться с интересными людьми